0 Comments

Тест Два домика

Тест «Два домика» был придуман Виктором Жирински. Он состоит из 4 этапов.
Первая стадия теста «Два домика» похожа на Тест семейных отношений (FRT), во время которой ребенка просят перечислить членов его семьи. «Палочные» фигурки, изображающие их, быстро рисуются исследователем на листе чистой бумаги.

На второй стадии на листе бумаги последовательно рисуют два домика. Один из них побольше – красного цвета, другой поменьше – черного цвета. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашами.

Психолог сначала рисует красный – хороший – дом. Инструкция к красному дому: «Посмотри на этот домик. Представь себе, что этот красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь поселить сюда себя и всех, кого захочешь. Кого бы ты хотел поселить в красный домик?

После того, как ребенок завершил, спрашиваем, всех ли он поселил в красном домике, кого хотел.

Далее рисуем некрасивый, кривой (!) черный домик. Инструкция к черному дому: «Посмотри, какой черный дом – и крыша покосилась, и стены какие-то неровные…И в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого бы ты хотел поселить здесь?»
Психолог записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Далее следует спросить про тех, кого ребенок забыл (из членов семьи, близких друзей, учительницу). Если какой-то значимый взрослый отсутствует, спрашиваем, не забыл ли кого-нибудь. Иногда маму ребенок воспринимает как нечто самой разумеющееся и забывает поселить ее в домике. Если сам ребенок не может вспомнить, кого он забыл, напоминаем про маму или другого члена семьи. Если вспоминает быстро, удивляется, что забыл, то это норма. Если ребенок мнется и не хочет селить родителя, то рассматриваем это как особенность.

На третьей стадии ребенка просят пригласить людей из «другого» дома переехать жить в тот дом, в котором живет он сам. Эти перемещения изображаются исследователем линиями, также отмечается порядок выбора и уходы. На четвертой стадии восстанавливается первоначальное расположение членов семьи по до­мам, и ребенка просят представить, что он хочет выселить кого-то из «своего» дома, то есть проводится обратная процедура.

Интерпретация результатов теста:

Интерпретация теста производится качественно. Интерпретируя результаты теста «Два домика», следует обратить внимание на то, сколько людей и кого ребенок поместил в красном и черном домиках; на последовательность поселения, на расположение жителей домика относительно самого ребенка, на спонтанные комментарии ребенка в процессе выполнения методики.

Если ребенок селит себя в черный дом – дети с нарушением самооценки. Но обязательно спрашиваем, почему. Интерпретация ребенком своего решения очень важна. В этой методике мы узнаем о людях, которые в другой ситуации не будут упомянуты. Эта методика позволяет ранжировать окружающих людей по значимости. Если ребенок никого не селит в черный дом, важно спросить, почему. Это может говорить о запрете на отрицательные эмоции – это не является оптимальным для развития. Часто этот дом населяется бандитами или злодеями. Иногда в нем живут одноклассниками, которые чем-то обидели, воспитатели, которые наказывали.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *